КВ-радиостанция может сильно выручить в дальнем походе

Y MagazineHi-Tech

На короткой волне

Текст: Антон Черкасов-Нисман. Фото: Дмитрий Шаромов, экипаж яхты «Апостол Андрей»

На парусной яхте дипольную КВ-антенну можно натянуть между мачтами и задействовать изолированный ахтерштаг

В наши дни связь на воде осуществляется в УКВ-диапазоне, сотовых сетях или через спутники, а некогда востребованную аппаратуру для работы на коротких волнах (КВ) теперь почти не встретишь. Но тем, кто путешествует вдали от цивилизации, все же неплохо иметь на борту КВ-радиостанцию, а также приобрести базовые навыки работы в эфире. Это позволит получать новости там, где «не ступала нога Интернета», несколько увеличить шансы на спасение в экстренной ситуации и общаться с единомышленниками-радиолюбителями, коих немало и среди яхтсменов.

В доцифровую эпоху в экипажах морских экспедиций непременно был радист, да и сейчас путешественники не забывают об этом резервном канале сверхдальней связи. За примером далеко ходить не нужно: в октябре в Петербург вернулась парусная яхта «Апостол Андрей», прошедшая за три с половиной месяца более 7000 миль по четырем морям: Белому, Баренцеву, Восточно-Сибирскому и морю Лаптевых. Хотя судно оборудовано обязательным спутниковым маячком, его капитан Николай Литау не ходит в Арктику без КВ-радиостанции. Устанавливать и настраивать оборудование ему помогает известный петербургский радиолюбитель Михаил Липин (позывной RA1ALA) с 50‑летним опытом в радиотехнике. Мы попросили его о небольшом ликбезе для тех, кто никогда не сталкивался с КВ-связью на яхтах, но задумывается о том, чтобы сделать к этому первые шаги.

«Мы живем в такое время, когда могут отключать мобильную и даже спутниковую связь, — рассказывает Михаил Липин. — Короткие волны позволяют установить связь на любом расстоянии, поскольку они отражаются от верхних слоев атмосферы, и длина этих “скачков” достигает нескольких тысяч километров. При использовании однополосной модуляции (SBB) на КВ возможна голосовая связь и даже подключение к интернету на низких скоростях. Важно помнить, что корреспондентами на КВ являются обычные радиолюбители. Какихто специальных организаций, которые принимали бы информацию от гражданских лиц и передавали ее в спасательные или иные службы, в России не существует. В некоторых регионах есть службы радиообеспечения, например, при отделении РГО в Ямало-Ненецком автономном округе, но их основная задача — обеспечить связь между своими подразделениями. Поэтому не стоит думать, что через полчаса после сообщения по КВ о том, что экипаж яхты в беде, за ним прилетит вертолет. На том конце находятся обычные люди, которые, конечно, не проигнорируют сигнал SOS, но не факт, что смогут быстро связаться со спасателями.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Сибирский характер Сибирский характер

Влияет ли регион происхождения лодки на ее дизайн и поведение на воде?

Y Magazine
Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия

Как можно ориентироваться по небу, учитывая такое обилие звезд?

Вокруг света
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Грядки растут вверх Грядки растут вверх

Вертикальные фермы расширяют экспансию в регионы

Агроинвестор
Башни, родство и традиции: чем удивляет туристов Ингушетия Башни, родство и традиции: чем удивляет туристов Ингушетия

Ингушетия — самый маленький регион России

Вокруг света
Самый первый, самый маленький, самый дорогой: 7 автомобилей, которые вошли в историю Самый первый, самый маленький, самый дорогой: 7 автомобилей, которые вошли в историю

Рассказываем о нескольких автомобилях, которые вошли в историю

Вокруг света
Beneteau GT45 Beneteau GT45

Beneteau GT45 — флагман серии экспресс-круизеров Grand Turismo

Y Magazine
Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски» Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски»

Александр Ведяхин о том, как новые условия влияют на частные инвестиции

РБК
Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi

Непростая история взлетов и падений Audi

Вокруг света
«Ледники Эльбруса сократились более чем на 20%»: 11 вопросов гляциологу «Ледники Эльбруса сократились более чем на 20%»: 11 вопросов гляциологу

Зачем нужен атлас ледников Эльбруса и как блестки помогают «нашаманить» погоду?

Вокруг света
Брить или не брить: 17 вех из истории бороды Брить или не брить: 17 вех из истории бороды

Как жители разных уголков мира относились к растительности на лице

Вокруг света
В обстановке модерна В обстановке модерна

Как визуально раздвинуть границы статусной квартиры?

Идеи Вашего Дома
Страшная песенка про пять минут Страшная песенка про пять минут

Почему часы — атрибут смерти и воплощение быстротечности жизни?

Вокруг света
Нам не оставили Выборга Нам не оставили Выборга

Suzuki Jimny как надежная связь между прошлым и будущим

Автопилот
Бозон Хиггса — 10 лет спустя Бозон Хиггса — 10 лет спустя

Бозон Хиггса может стать ключом к решению некоторых основных проблем в физике

Наука и жизнь
«В погоне за светом и пространством…» «В погоне за светом и пространством…»

Как Константин Циолковский разработал план внеземной экспансии для человечества

Наука и жизнь
Пожарные отдыхают Пожарные отдыхают

Специалисты разрабатывают систему моделирования развития лесных пожаров

Наука
На подходе — искусственный разум На подходе — искусственный разум

Смогут ли физики приблизить будущее?

Наука
От южных гор до северных морей От южных гор до северных морей

Как климатические изменения затронут жителей различных регионов России

РБК
«Его прогнали, но он России еще понадобится!» «Его прогнали, но он России еще понадобится!»

О судьбе русского реформатора Александра Васильевича Кривошеина

Наука
Города будущего и банки еды Города будущего и банки еды

Какие экологические проекты реализуют регионы и бизнес

РБК
Русские гены сахарной свеклы Русские гены сахарной свеклы

Без научного подхода завоевать рынок сахарной свеклы невозможно

Наука
Спасти и сохранить Спасти и сохранить

Как путешествовать по диким местам без ущерба для природы

РБК
Выбросить нельзя использовать Выбросить нельзя использовать

Как снизить объемы уничтожения просроченных продуктов питания

Агроинвестор
Углеродные единицы со многими нулями Углеродные единицы со многими нулями

Как получать прибыль на климатических проектах и борьбе с парниковыми газами

РБК
Крест в небе Крест в небе

Историк авиации Вадим Михеев — о жизни авиаконструктора Игоря Сикорского

Наука
Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом

Надо ли людям летать в космос и остаемся ли мы космической державой?

Наука
Профицит свекловичных гранул Профицит свекловичных гранул

Внутреннему рынку грозит избыток жома

Агроинвестор
Налог на новую географию Налог на новую географию

В какую сумму обойдется экспортерам углеродная нагрузка от «поворота на Восток»

РБК
Максим Концевич: «Предпочитаю заниматься простыми вещами, которые можно объяснить в двух словах» Максим Концевич: «Предпочитаю заниматься простыми вещами, которые можно объяснить в двух словах»

Как наука стала социальным лифтом в странах третьего мира?

Наука
Открыть в приложении