Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСКJamiyat

Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены.

Меня зовут роман Лебедев. С “Большой Переменой” я познакомился как волонтер, но уже четвёртый год работаю в фонде заместителем руководителя ресурсного центра, а также руковожу проектом запуска образовательного центра в Новосибирске.

Студенты

Почти все наши студенты - люди с опытом сиротства. Кто-то с рождения жил в детском доме, кто-то попал туда в старшем возрасте, кого-то взяли в семью после длительного проживания в учреждении. Часто это взрослые люди, которым нужно наверстать школьную программу, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, а для этого нужна огромная мотивация: когда тебе уже за 30, но все равно нужно найти в себе силы закончить 9 или 11 классов, чтобы поступить в колледж или вуз, найти подходящую работу и доказать себе, что ты можешь.

Наша задача, как команды педагогов, создавать условия, которые помогут нашим студентам добиться поставленных целей. Миссия нашего фонда - это развитие самостоятельности студентов. Мы помогаем им стать взрослыми не с биологической точки зрения, а в социальном понимании этого слова, - способными принимать решения, делать выбор и чувствовать себя комфортно в социуме. Важный блок нашей работы - это закрытие образовательных пробелов и освоение программы общеобразовательной школы. Несмотря на длительное обучение в детских домах и интернатах, их выпускники часто имеют лишь базовые знания по школьным предметам. Мы помогаем им успешно пройти этот путь, но не просто закрываем дыры в образовании, а стараемся научить применять эти знания и быть способными учиться самостоятельно.

Методики

Работа “Большой Перемены” построена на технологиях педагогической поддержки и социального партнёрства. Они позволяют нам в полной мере учитывать актуальные возможности всех участников образовательного процесса, видеть зоны развития наших студентов, делать эффективным наше взаимодействие и успешно решать педагогические и социальные задачи.

Наши образовательные подходы всегда в динамике - мы постоянно ищем новое, анализируем собственную практику, знакомимся с опытом коллег. Теоретическая опора наших методик - культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи В.К. Зарецкого, М.И. Лисиной, концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской и, конечно, концептуальные идеи О.С. Газмана, ученики которого, Нина Николаевна Михайлова и Семен Михайлович Юсфин, научные руководители нашего фонда, продолжили дело Олега Семеновича и принесли концепцию педагогической поддержки в практику “Большой Перемены”.

В работе с ребятами мы также активно используем основы коучингового подхода, с которыми познакомились благодаря сотрудничеству с Международным Эриксоновским Университетом коучинга. Все эти идеи - наша фундаментальная база, на которой мы создаем индивидуальные образовательные программы. Это даёт нам возможность в каждом отдельном случае добиваться положительного результата.

Программа

Мы выстраиваем для студента индивидуальную образовательную программу с ориентиром на его актуальные возможности и жизненные задачи, которые нужно решить конкретному человеку. В основе каждой программы лежат технологические подходы, проверенные временем, и общие программные модули, но она всегда уникальна, как и каждый студент.

Если говорить о возможностях человека, можно выделить три зоны: зона актуального развития - это те навыки и способности, в которых человек успешен уже сейчас, зона ближайшего развития - то, в чем он может быть успешен, но с поддержкой, и зона запредельного развития - такие способы действий, которые в данный период времени и при настоящих условиях человеку еще непосильны. Очень важное условие деятельности педагога - различение границ этих зон. Это способствует более точной работе, чтобы не усиливать опеку там, где студенты могут быть успешны самостоятельно, и не перегружать там, где нет ресурса на успех, и помогает создать доверительные отношения в процессе учебы, не выгорать специалистам и не терять мотивацию к учебе студентам.

Диагностика

Чтобы выстроить такую программу, необходимы точные диагностические данные. Диагностика в начале нашей работы с ребятами состоит из двух этапов, а дальше продолжается постоянно. Первый этап - знакомство. Здесь мы достаточно поверхностно выделяем актуальные возможности студента и ставим задачи на второй этап - расширенную диагностику. На этих этапах важно определить зону актуального развития студента - опору для всей дальнейшей работы.

Эта деятельность позволяет увидеть актуальные трудности и ближайшие задачи во взаимодействии со студентом, из которых строится индивидуальная образовательная программа. На этом этапе уже можно предположить, с чего начать путь к достижению цели, какое количество времени может потребоваться студенту, какие дисциплины и клубы нужно включить в программу и каким образом будет выглядеть кураторское сопровождение студента.

Педагоги

Педагог в “Большой Перемене” - и учитель, и помощник, и наставник, старший друг. Его задача - научить искать информацию, пользоваться ей для преодоления собственных трудностей, другими словами, подтолкнуть студента к самостоятельному решению вопросов и определению вектора своего развития, поиску ресурсов для реализации своих целей.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек уникален и требует индивидуального подхода в обучении. В случае с нашими студентами это особенно важно. Многие ребята имеют проблемы в усвоении информации и социализации и другие особенности, усложняющие процесс образования. И чтобы каждый из них смог повысить качество собственной жизни, добиться желаемых результатов или просто сделать больше, чем есть сейчас, рядом должны быть первоклассные заинтересованные педагоги. Работа педагогов не заканчивается с окончанием занятия со студентом. Это полное погружение в педагогический процесс с активным использованием и основных компетенций, и soft skills, которыми должен обладать педагог.

Мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развивать новые направления работы и масштабировать деятельность фонда. Например, в этом году мы открыли новую площадку “Большой Перемены” в Новосибирске. И это уникальный для нас проект: в образовательной программе новосибирского образовательного центра участвуют дети, начиная с 8 лет, хотя 18 лет до этого мы работали только со взрослыми студентами, которым было не меньше 14. Это условие поставило новую задачу: нам пришлось разрабатывать диагностический материал для новой возрастной группы участников, искать специалистов, умеющих выстраивать образовательный процесс в таких условиях, организовывать кураторскую работу в тесном контакте с родителями наших студентов. Для нас это новая точка роста, и, конечно, тест нашей технологии педагогической поддержки.

Мы с радостью тиражируем свой опыт за пределами центра и активно делимся им на нашей научно-практической конференции, выступаем на круглых столах, консультируем коллег и идем к тому, чтобы поставить эту деятельность на поток, поэтому всегда рады, когда к нам обращаются за советом или обменом опытом.

Эмоции

“Большая Перемена” - это место, где гуманная педагогика действительно работает. Здесь она не только пропагандируется как принцип, а существует на практике, как в отношении студентов, так и в отношении специалистов. Этот подход лежит в основе формирования личностно-профессиональной общности, которая, по словам нашего научного руководителя, Нины Николаевны Михайловой, является залогом успешной деятельности специалистов.

Когда я попал сюда, то сразу понял, что именно так и представлял себе педагогический процесс, что здесь могут реализоваться мои представления о моем предназначении. Я на своем месте и меня окружают мои люди, близкие идеи и подходы в работе. Это мотивирует делать свое дело лучше и совершеннее, чтобы оказать поддержку как можно большему количеству людей.

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

С Новым годом! С Новым годом!

Предлагаем до нового года успеть сделать 5 добрых дел и загадать желания!

ПУСК
Перелетные птицы Перелетные птицы

Эти герои — те, кто в предлагаемых обстоятельствах остается автором своей судьбы

Seasons of life
Эйджизм не пройдет: 5 активистов, повлиявших на мир в юном возрасте Эйджизм не пройдет: 5 активистов, повлиявших на мир в юном возрасте

Активисты, которые привлекли внимание к серьезным проблемам в юном возрасте

Вокруг света
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Семейная сказка по-новосибирски Семейная сказка по-новосибирски

Как работает новый центр социально-педагогической поддержки Большой перемены

ПУСК
Сирийско-российская подводная археология Сирийско-российская подводная археология

Пять тысячелетий ближневосточной жизни — под водой

Наука
На ликвидной волне На ликвидной волне

Объем первичных размещений акций российских компаний установил 10-летний рекорд

Forbes
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Лига киберчемпионов Лига киберчемпионов

Как россияне впервые выиграли самый престижный турнир Dota 2 The International

Forbes
Жилой мэтр Жилой мэтр

Мельников и Ле Корбюзье: что было общего и разного у именитых архитекторов?

Seasons of life
Разгадка истории Венеры кроется в её поверхности Разгадка истории Венеры кроется в её поверхности

Активны ли венерианские вулканы сегодня?

Наука и жизнь
55 м² 55 м²

Апартаменты с открытой планировкой, оформленные Мариной Кутузовой

AD
Азиатские штучки Азиатские штучки

Паназиатская кухня: почему её так сложно уместить под крышей одного ресторана?

Bones
50 м² 50 м²

Сочинская квартира для сдачи в аренду по дизайну Анастасии Комаровой

AD
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
69 м² 69 м²

В интерьере заказчика Мария Амелина поселила Спайдермена

AD
Вавилов и шефы Вавилов и шефы

Коллекция растений Вавилова — это гарантия продовольственной безопасности

Bones
23 м² 23 м²

Женский вариант гарсоньерки: хозяйка очень любит Париж

AD
Дольче и пиканте Дольче и пиканте

Иностранцам многое откроется, если внимательно смотреть, слушать и пробовать

Bones
Трудности доказательного перехода Трудности доказательного перехода

Как данные, собираемые университетами, могут быть полезны

Наука
56 м² 56 м²

Мария Катарьян деликатно подчеркнула в интерьере возраст дома

AD
Почему люди грубят друг другу? Почему люди грубят друг другу?

Я решила разобраться, почему люди грубят и ругаются друг с другом

ПУСК
30 м² 30 м²

Квартира с видом на Исаакиевский собор по проекту Владимира Березина

AD
53 м² 53 м²

Мужская квартира с удобным кабинетом, спроектированная бюро TS Design

AD
Букет в цветочном горшке Букет в цветочном горшке

Красивые комнатные растения с недолгим сроком жизни

Наука и жизнь
Чистый вкус Чистый вкус

Минимализм показывает вкус продукта как свидетельство его высокого качества

Bones
80 м² 80 м²

Квартира, спроектированная Ольгой Манаковой для дочери заказчицы

AD
63 м² 63 м²

Мария Единая оформила брутальный интерьер для своей подруги

AD
48 м² 48 м²

Квартира для модницы по проекту Снежаны Цуцаевой

AD
«Математическое образование заставляет людей думать по-другому» «Математическое образование заставляет людей думать по-другому»

Математик Федор Богомолов — про ученых и о роли математики в других науках

Наука
Открыть в приложении