О перспективах развития платных дорог в РФ

РБКBiznes

Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ и социально-экономическом эффекте от запуска 100-километровой тольяттинской автомагистрали рассказал гендиректор концессионной компании «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин

В России насчитывается 3 тыс. км платных дорог. Вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2024 года анонсировал планы нарастить их протяженность до 10 тыс. км. Какой эффект для развития регионов и в целом экономики страны дает строительство платных трасс?

Дорожная сеть страны работает как кровеносная система организма: чем больше сосудов, тем он лучше снабжается и развивается. Каждая новая дорога позволяет экономить время в пути и быстрее доставлять грузы, а вокруг дороги появляются площадки для развития складских, производственных комплексов, туристические объекты и жилые комплексы. Таким образом, строительство дорог стимулирует развитие не только конкретной территории, но и экономики региона и страны в целом.

У платных дорог здесь особая роль. Они обычно строятся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть средств в проект вкладывают инвесторы и банки. Благодаря участию частного капитала при одинаковых затратах со стороны госбюджета удается построить, скажем, не 2 тыс., а 3–4 тыс. км дорог. Получается, что 108 механизм ГЧП дает возможность развивать инфраструктуру ускоренными темпами.

В июле 2024 года был запущен 100-километровый обход Тольятти, а в сентябре трасса стала платной. Сколько машин за это время воспользовались обходом, насколько отличается цена проезда от других платных дорог?

С момента запуска прошло два с половиной месяца, и за это время по магистрали проехали почти 1 млн автомобилей. При этом мы на втором месте среди платных дорог России по дешевизне проезда легковых автомобилей (2,7 руб. за 1 км), а также входим в аналогичный топ-6 для грузовиков.

Тольяттинская трасса стала самым крупным проектом в истории ГЧП в России. Как шло строительство дороги и какой социально-экономический эффект ожидается от проекта?

Во время строительства было много сложностей, связанных с макроэкономической ситуацией: ковид, рост стоимости стройматериалов и процентных ставок в банках, а в последние годы еще и изменение цепочек поставок. Технические и производственные вопросы удалось решить благодаря сильнейшим подрядчикам. Дорогу строил холдинг «Автобан», выступающий акционером трассы, а мостовое сооружение — компания «Дороги и мосты». Финансовые вопросы решали совместно с региональным и федеральным правительствами. Чтобы нивелировать рост процентных ставок, удалось привлечь льготный заем от «Дом.РФ» и сформировать окончательную структуру частного и бюджетного финансирования при стоимости строительства объекта 140 млрд руб.

Социально-экономический эффект от дороги первыми почувствовали, конечно, водители. Например, этим летом ремонтировали плотину на Жигулевской ГЭС, что вызвало транспортный коллапс — в пробках во время ремонтных работ можно было простоять до пяти часов. Нам совместно с правительством Самарской области удалось открыть дорогу раньше срока и, по сути, принять на себя этот трафик, да еще и в бесплатном тестовом режиме, что разгрузило дамбу и снизило количество пробок.

В более глобальном смысле строительство платной трассы приводит к увеличению туристического и инвестиционного потенциала региона — у пользователей появляется возможность с комфортом и безопасно проехать по маршруту, где расположены туристические и логистические объекты.

Как при реализации проекта соблюдаются интересы не только пользователей дороги, но и жителей близлежащих населенных пунктов?

Конечно, строительство любой дороги создает дискомфорт. Перед запуском движения мы создали каналы общения с потенциальными пользователями и местными жителями. 1 сентября 2024 года совместно с правительством Самарской области открыли съезд на небольшую дорогу, сделанный по просьбе местных жителей. Получаем много обращений от граждан и рассматриваем их все, в том числе критику и претензии.

Сейчас мы перешли в режим эксплуатации трассы на срок до 2039 года. Сегодня на содержании дороги в компании «Автобан-Эксплуатация» уже работают 70 сотрудников, к зиме их штат увеличат, все это будут местные жители. Так что речь идет еще и о создании новых рабочих мест в регионе.

Какие технические решения были применены при строительстве дороги?

Особенность проекта — строительство внеклассного моста через Волгу. Погодные условия во время стройки на реке были изменчивы. Чтобы обеспечить непрерывность строительства, использовались особые технологии. Так, для сооружения опор готовились опускные ящики (полые кубы весом 1700 т каждый). Основы ящиков собирали на берегу, потом доставляли баржами к местам обустройства опор, опускали на 12-метровую глубину, откачивали из ящиков воду и уже внутри них сооружали железобетонные опоры — практически так же, как на суше. Возведение опор с помощью опускных ящиков не зависит от погоды на реке, где могут бушевать шторма, сильные ветры или начаться ледоход. Использование такой технологии позволило непрерывно работать и запустить по мосту движение через 3,5 года с момента начала строительства.

Строительство обхода Тольятти идет в рамках возведения транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А в «Автодоре» сообщили о включении трассы в Юго-Западную хорду. Каково значение этих транспортных коридоров, что даст компании вхождение в эти проекты?

Протяженность Юго-Западной хорды составляет более 2 тыс. км, этот маршрут свяжет Тюмень с Краснодарским краем. Транспортные коридоры пройдут через десятки субъектов Федерации, в которых проживает более 50 млн человек — треть населения страны. Конечно же, в связи с этим мы ждем роста интенсивности движения и сокращения сроков окупаемости объекта. Сейчас этот срок указан — до 2039 года.

Как трасса будет развиваться? Откроются ли новые съезды с шоссе, будут ли совершенствоваться сервисные функции?

Конфигурация обхода Тольятти будет определяться собственником — Самарской областью. Что касается придорожной инфраструктуры, то спрос на нее явно будет увеличиваться с ростом интенсивности движения. Вместе с местными властями мы прорабатываем организацию многофункциональных зон с магазинами, пунктами общепита и АЗС.

В 2025 году планируется строительство первых таких зон. Создание подобной сервисной инфраструктуры увеличит комфорт поездок, с ее появлением трасса будет привлекать еще больше пользователей. А у водителей появится дополнительный стимул выбрать именно маршрут в обход Тольятти.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Необычайные приключения одной теории Необычайные приключения одной теории

Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
25 оттенков горечи 25 оттенков горечи

Как воспринимается горечь: в желудке, мозге, сердце и даже мочеполовой системе?

Наука и жизнь
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Когда Африку разрезали как пирог… Когда Африку разрезали как пирог…

Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – сила
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Новая физика рождается под землёй Новая физика рождается под землёй

Приключение за неуловимой нейтрино в недра Баксанской нейтринной обсерватории

Наука и жизнь
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – сила
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса» Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса»

Почему русский кибербез интересен мировому сообществу

РБК
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Буржуйка в изразцах Буржуйка в изразцах

Изразцы Ярославля как источник вдохновения для строительства печки на своей даче

КАНТРИ Русская азбука
Протеин на метанотрофах Протеин на метанотрофах

Каковы перспективы появления в России промышленного производства гаприна

Агроинвестор
«Кровавый зуб» «Кровавый зуб»

...Из-под ног вспорхнули рябчики. Кто-то удивлённо спросил: «Это что, кровь?»

Наука и жизнь
Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Времен связующая нить Времен связующая нить

Как в трудные времена вышивка помогает не терять присутствие духа

КАНТРИ Русская азбука
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Бедный Павел Бедный Павел

О драматической судьбе Павла Первого и о его отношениях с матерью

Знание – сила
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Владимир: А что вокруг? Владимир: А что вокруг?

Владимир, словно его исторический прототип Красно Солнышко, имеет мощные лучи

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении